Британский математик и метафизик Альфред Норт Уайтхед утверждал, что европейская философия представляет собой «серию примечаний к Платону».
Но почему именно Платон — главный мастер мышления? Почему именно он создал основные правила, по котором до сих пор разыгрываются интеллектуальные партии мировой философии? Почему мы так и не смогли разгадать загадки, содержащиеся в платоновских диалогах?
Об одной такой загадке стоит поговорить подробнее: о глубинной связи, соединяющей созерцание и действие, чистое мышление и практическую жизнь. Возможно ли научиться мышлению? Что побуждает нас стать на путь философского поиска? И почему Платон особенно актуален именно сегодня?
___________________________________________________
Следите за новостями образовательного проекта Ково.гуру в других социальных сетях:
Facebook: www.facebook.com/cowo.guru/
Telegram: t.me/cowoguru
В фокусе лекции находится один из центральных древнеегипетских мифов – миф об Осирисе. Именно с этим богом древние египтяне связывали свои надежды на возрождение и жизнь после смерти. Осирис, один из наиболее сложных и полифункциональных представителей древнеегипетского пантеона. Он – повелитель загробного мира, правитель в царстве ушедших, посмертная инкарнация всех усопших фараонов. Одновременно это божество связывается с идей растительного плодородия и разливами Нила. Жилищем Осириса выступают загадочные «Дома жизни» с их жреческими таинствами, его могила идеальна, а его «останками», как письменным инструментом, бог мудрости Тот фиксирует решения посмертного суда душ, превращая каждого оправданного индивида в подобие «Осириса».
Несмотря на известность и частоту упоминаний в источниках, образ Осириса остается для египтологов в ряде аспектов загадочным и малопонятным. Даже чтение имени этого бога продолжает вызывать дискуссии ученых. Данные об Осирисе в египетских религиозно-заупокойных текстах разрознены, неполны и противоречивы, а единственное пространное описание его мифологической истории дошло в античном трактате «Об Исиде и Осирисе» Плутарха Херонейского I в. до н. э., где этот бог предстает культурным героем, убитым завистливым братом Тифоном (Сетом).
В данной лекции освещены детали мифа об Осирисе и рассказано об источниках, его раскрывающих; рассмотрен образ Осириса в системе религиозных представлений египтян, культовой топографии, заупокойной литературе и искусстве Древнего Египта.
Лектор: Николай Тарасенко — доктор исторических наук, старший научный сотрудник отдела Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения им. А. Е. Крымского НАН Украины. Специалист в области египтологии, археологии, искусствоведения и религиоведения. Один из полусотни людей в мире, изучающих египетскую «Книгу мертвых».
«Книга Мертвых» – древнеегипетский сборник заупокойных текстов – появилась в эпоху Нового царства (1550–1070/1069 гг. до н.э.) и использовалась в погребальном обряде еще около тысячелетия. Этот текст, оригинальное название которого – «Изречения о выходе в день», стал одним из самых известных среди древних источников. Именно поэтому «Книга мертвых» окружена мифами, домыслами и легендами. Однако до сих пор не решен до конца вопрос о причинах появления самой традиции помещения заупокойных изречений на папирусных свитках. Также и содержание текста снова и снова порождает интерпретации и вопросы.
Традиция «Книги мертвых» имеет весьма длительную предысторию: от «Текстов Пирамид» через «Тексты саркофагов» до фиванской редакции «Книги Мертвых» и ее «упорядоченной» версии в эпоху Саисской династии. История этой древней традиции и будет предметом настоящей лекции. Мы рассмотрим процесс становления «Книги мертвых» как совокупности заупокойных изречений, выписанных на папирусном свитке и сопровождаемых иллюстрациями (виньетками), поговорим о ее основных смыслах, отделим вымыслы о ней от правды, проясним ее истинное назначение.
— Лектор: Николай Тарасенко — доктор исторических наук, старший научный сотрудник отдела Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения им. А. Е. Крымского НАН Украины. Специалист в области египтологии, археологии, искусствоведения и религиоведения. Один из полусотни людей в мире, изучающих египетскую «Книгу мертвых».
Otium.Academy – образование свободных людей. otium.academy/
Беседа Владимира Соловьева www.facebook.com/vlad.solo.v1 и Андрея Баумейстера о первых цивилизациях. Собеседники переосмысливают главную схему развития человеческой истории. Согласно старой парадигме экономика предшествует религии и культуре. Так считали Аристотель, Маркс и Гордон Чайлд. Аристотель считал, что знание и науки возникают тогда, когда излишки продукции позволяют получать досуг отдельным «специалистам» (жрецам, поэтам, ученым). Маркс утверждал, что именно бытие (совокупность производительных сил и производственных отношений) определяет сознание. Всем также известна так называемая «пирамида Маслоу»: чтобы заниматься вещами высшего порядка, нужно вначале удовлетворить базовые потребности. Но оказывается, все было не так! Мы недооценивали наших давних предков. Новая экономика (аграрная революция, производство продуктов потребления, разденете труда, города, политика, бюрократия, письменность) — это результат ментальных или духовных изменений. Вначале идеи (религиозные), а потом — экономика и политика. В беседе особенное внимание уделяется первому культовому сооружению человечества Гёбекли-Тепе (10 000 лет до н.э.), первым большым поселениям Чатал-Хеюку (7500 до н.э.) и Иерихону (8300 до н.э.), а также первому городу в истории человечества Уруку (3600-3100 до н.э.).
Список рекомендуемой литературы:
Hermann Parzinger. Die Kinder des Prometheus: Eine Geschichte der Menschheit vor der Erfindung der Schrift (Deutsch) Gebundene Ausgabe – 8. November 2016
Jürgen Kaube. Die Anfänge von Allem (Deutsch) Gebundene Ausgabe – 18. August 2017
Jean-Claude Golvin. Metropolen der Antike. Eine einzigartige Bilderreise durch 80 Metropolen der Antike. (Deutsch) Gebundene Ausgabe – 15. April 2019
Graßhoff, Gerd / Meyer, Michael (Hrsg.).Innovationen der Antike (Zaberns Bildbände zur Archäologie). (Deutsch) Gebundene Ausgabe – 13. August 2018
Andrew Collins. Gobekli Tepe: Genesis of the Gods: The Temple of the Watchers and the Discovery of Eden, 2014
Graham Hancock. The Divine Spark: Psychedelics, Consciousness and the Birth of Civilization, 2015
Клаус Шмидт. Они строили древние храмы. СПб, Алетейя, 2011
Финансовая поддержка наших усилий позволит сделать наш продукт более качественным. Поэтому мы будем благодарны за финансовую поддержку проекта.
Карта Приватбанка 4149 4991 3111 9297
«Реннай с берегов Нила» — виртуальная экскурсия известного российского египтолога Виктора Солкина по легендарной (1969-2011) экспозиции Египетского зала ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве.
Знаменитую экспозицию египетского зала ГМИИ им. А.С. Пушкина, созданную в 1969 году египтологом Светланой Измайловной Ходжаш (1923-2008) и художником Виталием Фёдоровичем Деулем (1927-2003), до сих пор с любовью и трепетом вспоминают многие москвичи и те гости столицы, кто побывал в музее до 2011 года.
Удивительно гармоничное пространство зала заставляло великолепные египетские предметы «оживать», эффектно появляться за стеклами витрин. Великолепные произведения из коллекций В.С. Голенищева и других собирателей, позже ставшие частью собрания музея, наполняли этот «египетский храм», как его называли многие, наделяли его смыслами и образами.
Вспомним о том, как это было, виртуально увидим великолепные произведения древнеегипетского искусства и вновь произнесем имена тех, кто создавал это удивительное музейное пространство, соединившее Москву XX века и Египет великих фараонов.
Лекция приурочена к Международному дню музея — 2020 и посвящена памяти С.И. Ходжаш. Запись 16 мая 2020 г.
Древнейшие религиозные тексты, дошедшие до нас от эпохи фараонов, по-разному говорят о том, как египтяне видели сотворение мира. Лишенная догматических представлений, религия Древнего Египта описывала вселенную через множество образов и концепций, подчеркивая, что в каждой из них есть место истине.
Солнце, поднявшееся на лепестках водяного цветка из бездны, и белоснежный «Великий Гоготун»; предвечный солнечный андрогин и великая мать вселенной, творящая её семью изречениями; изначальный холм суши, поднявшийся из вод, населенных существами, погруженными в сон, и бессмертный змей, как форма демиурга, — все это образы египетских легенд о сотворении мира, каждая из которых бытовала в одном из величайших религиозных центров долины Нила.
Многие из этих концепций стали источниками цитат для более поздних форм религиозного сознания человечества.
Обо всем этом и многом другом — на публичной лекции известного российского египтолога Виктора Солкина, сопровождающейся уникальными авторскими фотоматериалами.
Лекция состоялась в рамках программ 100-летия Библиотеки им. М.А. Волошина ЦБС ЦАО, Москва