Жанр: докудрама
Тип: документальный
Год: 2011
Режиссер: Миша Костров
Креативный директор: Евгений Санников
Продюсер: Виктор Мирский, Сергей Созановский
Креативный продюсер: Оксана Майданская
Оператор: Владимир Кратинов
Автор сценария: Наталья Доильницына
Награды: Platinum Remi Award, WorldFest Houston 2013
Докудрама «Свободная энергия Теслы» объединила в себе историческую реконструкцию событий жизни великого ученого-физика и красивую CGI-графику, которая иллюстрирует смелые научные опыты и эксперименты с электричеством.
Еще в детстве, будучи смертельно болен, маленький Тесла пообещал родителям, что выздоровеет только в том случае, если они разрешат стать ему инженером. Он сдержал свое обещание. Стремление к знаниям, науные исследования, потрясающие идеи, перевернувшие все представления об электричестве в сочетании с верностью своим принципам, невероятным мужеством и смелостью — вот качества, которыми обладал гениальный физик. Никола Тесла навсегда останется тем ученым, чья жизнь больше похожа на мистификацию, чем на правду.
Есть ли у вас друг или знакомый, который при всех своих талантах работает на нелюбимой работе, уверенно деградирует и не меняет свою жизнь к лучшему, хотя мог бы?
Вполне возможно, что он страдает так называемой выученной беспомощностью — состоянием, при котором кажется, что старания не имеют смысла и не принесут результата. “Все равно ничего не изменится”, “стараться бессмысленно” или даже “я безнадежен”.
Это первый выпуск нашей новой рубрики «Как работает», где мы рассказываем о принципах работы вещей, механизмов, социальных явлений простым языком. Без претензии на уникальность, но с претензией на достоверность. Тема этого выпуска — выученная беспомощность.
00:00 — Вступление
00:45 — Виктор Франкл и его труды в Лабиринте
02:13 — Выученная беспомощность
02:48 — Неэтичный эксперимент Селигмана с подопытными собаками
04:10 — Эксперимент Дональда Хирото с неприятным звуком
06:18 — Эксперимент Лангер и Родин в доме престарелых
08:19 — Рационализация самых нерациональных поступков
09:32 — Что еще влияет на формирование выученной беспомощности
10:42 — Бытовые ситуации, которые могут привести к формированию выученной беспомощности
13:17 — Нейробиологическое объяснение этого эффекта
13:42 — Как быть, если чувствуешь, что это происходит с тобой
14:51 — Как работает _____ вставьте ваш механизм, социальное явление, вещь
Эксперимент Дональда Хирото
Hiroto D. Locus of control and learned helplessness / D. Hiroto // Journal of Experimental Psychology. – 1974. – 102. – P. 187–193. medpsy.ru/climp/2013_1_1/article14.php
Депрессия и ограниченное влияние этого состояния www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0191886907000943?via=ihub#
Обращение с детьми и выученная беспомощность www.jstor.org/stable/1130771?seq=1
Работа профессора Стэнфордского университета Кэрола Дуэка
Dweck C. Sex differences in learned helplessness: The contingencies of evaluative feedback in the classroom and An Experimental Analysis / C.S. Dweck, W. Davidson, S. Nelson, E. Bradley // Developmental Psychology. – 1978. – 14(3). – P. 268–276.
Что влияет на формирование выученной беспомощности
Abramson, L. Y.; Seligman, M. E. P.; Teasdale, J. D. (1978). «Learned helplessness in humans: Critique and reformulation». Journal of Abnormal Psychology. 87 (1): 49–74. doi:10.1037/0021-843X.87.1.49. PMID 649856. S2CID 2845204
Про образ мышления
Peterson, C.; Maier, S. F.; Seligman, M. E. P. (1995). Learned Helplessness: A Theory for the Age of Personal Control. New York: Oxford University Press. ISBN 978-0-19-504467-6.
Биология этого эффекта
Hammack, Sayamwong; Cooper, Matthew; Lezak, Kimberly (2012). «Overlapping neurobiology of learned helplessness and conditioned defeat: Implications for PTSD and mood disorders». Original Paper. University of Vermont. 62 (2): 565–575. doi:10.1016/j.neuropharm.2011.02.024. PMC 3433056. PMID 21396383.
5 принципов Селигмана
Seligman, Martin (2011). Flourish. New York: Free Press. pp. 16–20. ISBN 9781439190760.
Если вам интересна тема самодисциплины, если вы интересуетесь механизмами, влияющими на силу воли, то ссылка внизу для вас ⬇
Курс по самодисциплине: prosto.academy/willpower-course
Почему я сделал это видео? Есть одна важная причина. С завидной постоянностью ко мне обращаются за литературным советом. И чаще всего спрашивают не о художественной литературе, а о серьезных темах. О философии, психологии, питании, и так далее. Вопросы, чаще всего, звучат следующим образом: «Глеб, посоветуй книги по психологии». Проблема здесь в том, что какую бы книгу я ни посоветовал, она не будет частью системного потребления информации. Желательно, чтобы всякий раз, когда человек брался за конкретную книгу, он знал, во-первых, почему он читает именно эту книгу именно сейчас, во-вторых, он чья эта книга, почему и в каком контексте она написана. Если ответов на эти вопросы нет, или они очень размыты, понять, о чем эта книга можно будет в лучшем случае на процентов двадцать.
Самообучение сложно именно потому, что отсутствует структура, порядок и система. Даже читая литературу, нужно знать, с чего начинать, чем заканчивать, и почему порядок именно такой. Самообразование всегда было сложно именно в силу того, что структуры передаёт учитель, университет. Именно слушая лекцию ты понимаешь, на что стоит обратить внимание, где расставить акценты, какие книги первостепенны, а какие второстепенны в более широком контексте.
К счастью, сегодня есть интернет, которые предоставляет невообразимые ранее возможности. Онлайн обучение всё больше становится реальностью. Не то, чтобы я поддерживал онлайн обучение, нет, я, напротив, считаю, что реального общения с учителем не способна заменить никакая машина. Однако, не всегда есть хороший учитель и не всегда хороший учитель имеет достаточно временных ресурсов, чтобы тебя обучить.
Поэтому я считаю, что саморазвитие сегодня — это не привилегия элитных закрытых школ как в древней Греции. Сегодня его могут себе позволить все. Но вот проблема. Мало кто знает, КАК работает дистанционное обучение. Большинство людей ограничивается банальными подписками на полезные каналы, аккаунты и группы. Однако, такой подход гарантирует информационную бомбардировку разрозненной информацией, которая никак не связана с предметом твоего настоящего интереса.
Из этого и вытекают вопросы: «Глеб, что почитать по психологии». Так что несмотря на простоту и, наверное, даже банальность (для кого-то) инструментов, которые я сегодня дам, это видео должно быть очень полезным для большинства зрителей. Сам я долго шёл к этой системе, и остановился на нескольких шагах и двух принципах, которые позволяют мне не только избегать информационного шума, но и заниматься качественным самообразованием.
Если вам интересна тема самодисциплины, если вы интересуетесь механизмами, влияющими на силу воли, то ссылка внизу для вас ⬇
Курс по самодисциплине: prosto.academy/willpower-course
Те их нас, кто не задумывается об своем статусе, автоматически считает себя сформировавшейся личностью со своими ценностями, принципами и идеями. Разумеется, чаще всего это заблуждение. Человек, который в начале своего пути не признал, что ничего о себе не знает, не решил себя познать, который не ужаснулся от того, на что способен, и кто не совладал со своей сущностью, не может эту сущность и сохранить. Её просто нет. Цельный человек — это потенциальность, возможность, она не даётся автоматически, но получается в результате не всегда приятного, а порой, мучительного процесса. Мы познаём свои слабости, устанавливаем личный Закон, а потом беспрекословно ему следуем. Это неизбежно приведёт нас к изоляции, ведь большинство не обременяет себя Законом, но следует движению внешних сил. Изоляция и испытания тестируют нашу способность сохранить созданного себя, и лишь потом мы можем назвать себя цельным человеком. Цельный человек и только он может быть тем, кто привносит изменения в общество. Он как острый нож прорезает сквозь масло не объявленного статуса кво большинства людей, именно такой человек может объявить свою волю, поскольку она у него есть.
Тема окружения, несмотря на её популярность, почему-то совсем не затрагивает самого главного вопроса: что делать, если поменять окружение невозможно? В этом видео я расскажу именно об этом.
Если вам интересна тема самодисциплины и если вы интересуетесь механизмами, влияющими на силу воли, то ссылка внизу для вас ⬇
Курс по самодисциплине: prosto.academy/willpower-course
Финансовая поддержка наших усилий позволит сделать наш продукт более качественным. Поэтому мы будем благодарны за финансовую поддержку проекта. Карта Приватбанка 4149 4991 3111 9297
Вдохновитесь моим списком покупок к новогоднему столу: bit.ly/37HgpmX
Оформить заказ на банкетное меню к Новому году можно до 25.12 и с 1.01 к Рождеству
Умный дом LG ThinQ – время жить по-новому! clck.ru/Savqj
Другие работы Ильи Колмановского:
Его книгу «Научные открытия 2020» можно заказать тут: www.alpinabook.ru/catalog/book-686760/
промо-код на скидку 15% — «наука2020»
Его телеграмм канал «Голый землекоп» (там ссылки на все выпуски подкаста и текущие научные новости) – t.me/kolm_zemlekop
Подкаст «Голый землекоп»: cutt.ly/YhYIPtj, а также на Яндекс.Музыке: cutt.ly/NhYOycO
Главные научные сенсации 2020 года
00:00 В гостях у Ирины Шихман — Илья Колмановский — кандидат биологических наук, научный обозреватель и автор подкаста «Голый землекоп»
00:17 Зачем медикам голубая кровь мечехвостов и как она поможет вакцине от COVID-19?
10:15 Убивает мгновенно: чем так опасна улитка-конус?
20:32 Секрет бессмертия: как голые землекопы помогут людям продлить жизнь?
27:51 Эксперимент с кошками и «улыбка Дюшена»
31:54 Новый вид чувствительности: уникальные вкусовые рецепторы на щупальцах осьминогов
35:30 Самый чудовищный паразит
39:50 Эпоха киборгов: как наука восполняет недостатки человека?
49:22 Важно знать! Как недосып влияет на работу мозга?
51:00 «Коронавирус атакует мозг, но не может в него проникнуть»: как и зачем ученые выращивают человеческий мозг?
55:35 Почему опасны норки и какие ещё животные разносят COVID-19?
1:04:35 Страшнее коронавируса — антибиотики не помогут: насколько опасны супербактерии для человечества?
1:14:38 «Мы уничтожили огромное количество самых потрясающих существ в разных частях мира»
Ирина Шихман берет эксклюзивные интервью у самых неожиданных гостей! А поговорить?..
Социальная катастрофа в эпоху глобализации – не такая редкая вещь в истории человечества. Наш вид не раз сталкивался с этой проблемой, а наш ум – пытался осмыслить, как жить с прямой спиной несмотря на то, что невидимый враг способен нанести коварный удар. И это еще один повод вернуться к философскому наследию стоиков – мыслителей эпохи первой глобализации с европейским лицом. Киевский философ Андрей Баумейстер запустил в Youtube серию роликов, посвященных чтению философского трактата Ad se ipsum римского императора Марка Аврелия. Владимир Федорин обсудил с Баумейстером, что роднит современных землян с подданными римских императоров, почему совет стоиков мыслить мир как целое по-прежнему актуален и какие выводы сделает человечество из того, что с ним сейчас происходит.
#карантин
#COVID19
Финансовая поддержка наших усилий позволит сделать наш продукт более качественным. Поэтому мы будем благодарны за финансовую поддержку проекта.
Карта Приватбанка 4149 4991 3111 9297
Четвертая экспедиция культурной одиссеи. На этот раз речь пойдет о Древнем Египте, самой загадочной цивилизации человечества. Владимир Соловьев www.facebook.com/vlad.solo.v1 и Андрей Баумейстер обсуждают главные идеи и явления цивилизации Древнего Египта. Мы начинаем с масонства, которое создало интерес к Древнему Египту, обсуждаем Египетский поход Наполеона (1798-1799) и возникновение египтологии в 1822 году. Власть фараона и мир богов. Культура, устремленная в вечность. Первый монотеизм Эхнатона. «Травма Амарны». Черная легенда Израиля и черная легенда Египта. Древний Египет и будущее человечества.
Рекомендации литературы для дальнейшего изучения:
1. Ian Shaw (Ed.). The Oxford History of Ancient Egypt. — Oxford: University Press, 2002.
2. Jan Assmann. Ägypten. Eine Sinngeschichte. — Frankfurt am Main: Fischer, 2005.
3. Jan Assmann. Moses the Egyptian. Harvard University Press, 1998.
4. Herman A.Schlögl. Das Alte Ägypten. — München: C.H.Beck, 2015.
5. Dieter Arnold. Building in Egypt: Pharaonic Stone Masonry. — Oxford: University Press, 1997.
6. John F. Nunn. Ancient Egyptian Medicine. — University of Oklahoma Press, 2002.
7. Helmut Reinalter. Die Freimauer. — München: C.H.Beck, 2016.
8. Adam Zamoyski. Napoleon: A Life. — Basic Books, 2018.
7. Э. А. Уоллис Бадж. Египетская Книга Мертвых: папирус Ани. — М.: Алетейа, 2003.
8. Ян Ассман. Египет. Теология и благочестие ранней цивилизации. — М.: Присцельс, 1999.
9. Александр Пятигорский. Кто боится вольных каменщиков? — М.: НЛО, 2009.
10. Жан Тюлар. Наполеон, или миф о «спасителе». — М.: Молодая Гвардия, 2012.
Финансовая поддержка наших усилий позволит сделать наш продукт более качественным. Поэтому мы будем благодарны за финансовую поддержку проекта.
Карта Приватбанка 4149 4991 3111 9297