«Реннай с берегов Нила» — виртуальная экскурсия известного российского египтолога Виктора Солкина по легендарной (1969-2011) экспозиции Египетского зала ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве.
Знаменитую экспозицию египетского зала ГМИИ им. А.С. Пушкина, созданную в 1969 году египтологом Светланой Измайловной Ходжаш (1923-2008) и художником Виталием Фёдоровичем Деулем (1927-2003), до сих пор с любовью и трепетом вспоминают многие москвичи и те гости столицы, кто побывал в музее до 2011 года.
Удивительно гармоничное пространство зала заставляло великолепные египетские предметы «оживать», эффектно появляться за стеклами витрин. Великолепные произведения из коллекций В.С. Голенищева и других собирателей, позже ставшие частью собрания музея, наполняли этот «египетский храм», как его называли многие, наделяли его смыслами и образами.
Вспомним о том, как это было, виртуально увидим великолепные произведения древнеегипетского искусства и вновь произнесем имена тех, кто создавал это удивительное музейное пространство, соединившее Москву XX века и Египет великих фараонов.
Лекция приурочена к Международному дню музея — 2020 и посвящена памяти С.И. Ходжаш. Запись 16 мая 2020 г.
Древнейшие религиозные тексты, дошедшие до нас от эпохи фараонов, по-разному говорят о том, как египтяне видели сотворение мира. Лишенная догматических представлений, религия Древнего Египта описывала вселенную через множество образов и концепций, подчеркивая, что в каждой из них есть место истине.
Солнце, поднявшееся на лепестках водяного цветка из бездны, и белоснежный «Великий Гоготун»; предвечный солнечный андрогин и великая мать вселенной, творящая её семью изречениями; изначальный холм суши, поднявшийся из вод, населенных существами, погруженными в сон, и бессмертный змей, как форма демиурга, — все это образы египетских легенд о сотворении мира, каждая из которых бытовала в одном из величайших религиозных центров долины Нила.
Многие из этих концепций стали источниками цитат для более поздних форм религиозного сознания человечества.
Обо всем этом и многом другом — на публичной лекции известного российского египтолога Виктора Солкина, сопровождающейся уникальными авторскими фотоматериалами.
Лекция состоялась в рамках программ 100-летия Библиотеки им. М.А. Волошина ЦБС ЦАО, Москва
В искусстве и литературе нескольких столетий история инквизиции представлена исключительно в мрачных и депрессивных тонах, с акцентом на пытках, подвалах, кострах. Кому было выгодно, чтобы в массовом сознании укоренилось именно такое восприятие инквизиции? Как на самом деле создавались ее трибуналы? Кто и зачем объявлял в Европе охоту на ведьм? И как получилось, что испанская инквизиция так и не стала ее участницей? Об этом расскажет Кирилл Сутормин, историк, специалист по эпохе Средневековья, научный сотрудник Государственного исторического музея.
Что продолжает происходить на наших глазах? Следующий акт коллективного безумия. Безумие масс порождает безумие элит. А обезумевшие элиты, желая заручиться поддержкой масс, усугубляют и усиливают массовое безумие.
Об этом я говорю уже давно. Думаю, терапии пока ожидать не следует. Конечно, вспышка безумия уляжется, будет сделано много нерационального, аморального и разрушительного. Но это не будет концом безумия. Это будет затишьем перед следующей бурей.
— Потому что политика давно превратилась в массовый товар. Политик должен нравится. Политик должен угождать. Политика давно стала массовой и превратилась в торговлю. В торговлю дешевым товаром.
— Потому что массовый человек уже не способен рассуждать. С виду он выглядит вполне рассудительным. Он освоил много умных слов. Он умеет даже выступать перед большим количеством людей. Он — проекция сериалов, компьютерных игр и различных маркетинговых клише. Наконец, он усвоил набор «правильных идей» и знает, как обмениваться со своими массовыми собратьями флюидами убежденной в своей правоте толпы. Массовым человеком двигают не идеи, не ценности, не смыслы, а инстинкты, запахи, внешние жесты. Это даже не трайбализм. Это что-то более древнее и глубинное…
— Потому что когнитивисты всех мастей последние лет двадцать нас учат о том, что у нас нет личности, что у нас нет свободы выбора, что сознание — иллюзия. Что все главные ценности человечества — вымысел и обман. Мы животные, дорогие мои. А с животных и спрос невелик…
— Потому что христианство давно гонимо в нашем мире. Христианство — все более нежелательный гость в западном мире.
— Потому что рыночные отношения породили рыночное общество и рыночное мышление. Но парадокс в том, что это перерождение взрывает изнутри и сам свободный рынок. Крушение собственности — спонтанное проявление этого дикого чувства. В движениях июня 2020 мы видим триумф хилиастских движений в их самых радикальных формах: отмена полиции, отмена истории, отмена традиционных ценностей. Следующие шаги — отмена других мнений, отмена различий, отмена рынка. Ведь свободный рынок — один из главных источников неравенства. Поэтому начинать надо не с памятников Черчиллю, Сервантесу и Канту. Начинит надо с рынка. Поводыри масс стыдливо замалчивают этот факт. Но направляемый этими поводырями большой зверь скоро придет и за ними. Кормите его лучше, господа…
— Потому что либерализм умер. Мы еще будет с ностальгией вспоминать старых добрых либералов. Скоро будут крушить их памятники и стирать их имена из памяти человечества…
— Потому что лозунги о разнообразии и плюрализме уже сегодня ведут к унификации и тоталитарному укладу жизни. Дискуссии невозможны. Аргументы — пережиток прошлого. Главное — «классовое чутье». У нас это уже было. И вот, эта химера возвращается.
— Потому что интеллектуалы потакают массовому человеку наравне с политиками. Конечно, я говорю не обо всех интеллектуалах. Но самые видные и громкие — в первых рядах. Они создают видимость и окутывают туманом реальность. Это уже не интеллектуальная деятельность, это — «идеологический фронт». Мы это тоже проходили. Но от выпускников курсов красной профессуры это как-то ожидаемо. А вот от мандаринов «лиги плюща» — пока выглядит экстравагантно.
Что ж, добро пожаловать в XXI век!
Финансовая поддержка наших усилий позволит сделать наш продукт более качественным. Поэтому мы будем благодарны за финансовую поддержку проекта.
«Нетемное средневековье: мифы и реальность, инквизиция в истории и стереотипах». Все ли мы знаем об этом времени? И правда ли все то, что так красиво описано в романах?
Подробную и достоверную картину эпохи поможет представить Наталия Басовская, доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой всеобщей истории Историко-архивного института РГГУ, директор учебно-научного Центра визуальной антропологии и эгоистории, содиректор Российско-американского центра библеистики и иудаики.